Логотип

В музее природы заповедника «Вишерский» открылась новая экспозиция

История Вишерского Урала подобна величавой и своенравной уральской реке, почти кроткой в своих истоках, начинающейся с малых ручейков, но несущей свои воды в три моря.

Ещё несколько столетий назад народы, населявшие нашу землю, жили в своём замкнутом мире, опираясь на обычаи предков, в согласии с окружающей природой. Сегодня заповедная Вишера – это энергетическое сердце России, мощный край, оказывающий влияние на процессы, происходящие не только в нашей стране, но и в целом мире.

Иногда хочется вернуться к «истокам», которые способны дать объяснение многим современным тенденциям и историческим процессам. Роль такой «машины времени»  осилить вполне по силам  экспозиции «Мансийский чум», что недавно открылась в Музее природы заповедника «Вишерский».

Ее открытие было приурочено 100-летию заповедной системы России. Отдел экологического просвещения почти два месяца был занят подготовкой к открытию новой экспозиции. Большое внимание в работе над экспозицией специалистами было уделено научной достоверности. Для детально воспроизведённого мансийского чума специально был построен деревянный каркас, сшит нюк – покрытие из сшитых оленьих шкур.

Чтобы увидеть воочию увидеть экспозицию «Мансийский чум», а также национальные костюмы и утварь манси, приезжайте в музей природы, расположенный по адресу: г. Красновишерск, ул. Речная, 6. 

Музей работает ежедневно - с 10:00 до 18:00; билет для взрослых стоит 50 руб., билет для детей - 20 руб. Телефон для справок: +7 (904) 846 01 35 – экскурсионный отдел.

В новогодние каникулы музей природы будет работать ежедневно с 10 до 18 часов.

 Кстати

Существовать в гармонии с природой на Урале - это значило выжить. На протяжении веков здесь, в северных районах, складывалась уникальная модель экологически чистых взаимоотношений с окружающим миром — особый хозяйственный уклад, своеобразные традиции, материальная культура. Любой предмет кочевого быта — будь то нарты или чум, малица или пимы — доведен народным опытом до совершенства.

"...Когда на Земле появились люди, стал Нуми-Торум думать, чем кормиться они будут, чем от холода тела свои прикроют. Решил он в тайге сохатого зверя поселить, а на болота оленей пустить. Туда и люди на промысел пойдут, там жить станут. Из веток сделают остов жилища, накроют его шкурами оленей. С тех пор, рассказывает мансийская легенда, люди промышляют оленей, лесных зверей, а живут в чумах…»

По преданиям многих северных народов, человек и чум появились почти одновременно. И это недалеко от истины. Археологи утверждают: легкие конические шалаши, напоминающие современный чум, были знакомы еще древнейшим охотникам. Такое жилище, рассчитанное на несколько человек, можно построить в любом месте из перекрещенных шестов, покрытых ветками, корой или специально припасенными шкурами. В центре или перед входом в шалаш разводился костер для обогрева и приготовления пищи. Прежде манси именно так строили шалаши-чумы.

Шесты для них вырубали каждый раз на новой стоянке, а свернутые покрышки из бересты или оленьих шкур переносили с собой. Этот легкий временный чум обычно сочетался с постоянным жилищем — деревянной «юртой», обложенной дерном, или даже бревенчатым домом.

В конструкции чума не было мелочей. Взять хотя бы его внешний облик. Коническая форма хорошо приспособлена к особенностям ландшафта открытой тундры. Она придает чуму исключительную устойчивость при метелях и сильных ветрах. С крутой поверхности легко скатывается снег. Воздушные же потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру. Потому чум при сильных порывах ветра никогда не перевернется и не рассыплется.

Чум — это мобильное жилище. Со всем скарбом кочевника он перевозится на многие сотни километров по абсолютному бездорожью. Каждый килограмм его веса на счету. Потому с давних пор олений волос на покрышках-нюках подстригают, оставляя лишь треть длины. На первый взгляд это кажется неразумным — укорачивая мех, мы как бы уменьшаем теплозащитные свойства стенок. На самом деле все иначе —действия кочевников выверены до мелочей. Дело в том, что зимой во время стоянок в длинный мех набивается снег, который подтаивает и образует тонкую ледяную корочку. Нарастая, она утяжеляет нюк, излишне обременяет шесты. Корка не дает покрытию «дышать», в результате внутренняя сторона нюка отсыревает. Покрышка размокает, провисает, а если она еще старая или плохо прокопченная, то приходит в негодность. В самом жилище нарушается влажностный и температурный режим. К тому же выбивать снег из густой шерсти очень сложно — а женщинам приходится делать это на стоянке каждое утро. Не снимая покрышек с каркаса, они очищают их от снега специальной палкой. 

Каждая хозяйка знает, до какой степени можно развести огонь в очаге. И не только потому, чтобы экономить топливо. Чуть перегреется воздух — и покрышка отсыреет, тепловой комфорт в жилище нарушается. Мои термометры, установленные рядом с внутренней стенкой нюка, даже в хорошо прогретом чуме стабильно показывали температуру около нуля — не выше.

Есть свое назначение и у спального полога, который опускается в чуме на ночь. Он как бы делит внутреннее пространство на «комнаты». Казалось бы, тонкие стенки полога, сшитые из ткани, мало пригодны для сохранения тепла. Но это лишь на первый взгляд. Если приглядеться, то заметишь — «комнатки» в точности повторяют форму конуса — образуется как бы чум в чуме. Замеряя температуру на улице, внутри чума с остывшим очагом и в пологе, получается соотношение: -30, -25, -17, -15 градусов. Так, создавая оболочку в оболочке, можно сохранять тепло, не прибегая к его дополнительному источнику.

Зная все уникальные особенности чума, как не думать, что кочевники манси уже много веков назад научились управлять холодом...

Пресс-служба заповедника "Вишерский"