Логотип

«Золотая баба» - древний идол Вишерского края

Есть мечта у каждого такая,
тот недостижимый идеал.
О земной, единственной мечтая,
ты о Сорни-Най нам рассказал.

Сорни-Най, как волшебство, как чудо,
в нашем сердце начинает жить.
Кто она такая и откуда?
Чем сумела вдруг заворожить?

Позабыты женщины другие.
Слышен только дальний-дальний зов.
Золотая женщина, богиня
обещает нам свою любовь...

Тайсто Сумманен, советский поэт, переводчик, критик, писавший на финском и русском языках.

В рамках 25-летнего юбилея и 100-летия заповедной системы России государственный природный заповедник «Вишерский»  проводит районный экологический конкурс рисунков.

Цель конкурса - организация и проведение мероприятий по экологическому просвещению и пропаганде бережного отношения населения к окружающей природной среде.

К участию в творческом состязании приглашаются возрастные группы:

Первая группа. Дети и юношество (14-18 лет). Учащиеся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, средних профессиональных училищ Красновишерска и Красновишерского муниципального района.

Вторая группа. Молодежь (18-35 лет).

Третья группа. Старшее поколение (от 35 лет и старше).

Для участия в Конкурсе принимаются творческие работы – рисунок и эссе о «золотом женском» символе территории. Приветствуется оригинальность представленных материалов, личностная интерпретация используемых источников, их гармоничное включение в содержание творческой работы.

Золота́я ба́ба (коми Зарни ань; к.-п.Зарни инь; хант. Сорни най) - легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Первое упоминание о золотом идоле Севера содержится в скандинавской «Саге об Олаве Святом», наиболее полно сохранившейся в составе свода Снорри Стурлусона «Круг Земной» (XIII в.). Согласно этой саге, около 1023 г. норвежские викинги, которых вел знаменитый Торир-Собака, совершили поход в Биармию. На реке Двине им удалось узнать местонахождение святилища божества местных племен бьярмов - Йомали (Юмалы) - и тайно проникнуть в него. Поражённые викинги увидели большую золотую статую с чашей на коленях и ожерельем на шее. На голове идола была золотая корона, украшенная двенадцатью разными изображениями. Чаша же была наполнена серебряными монетами, перемешанными с землёй.

О поклонении населения древних коми Золотой бабе упоминается в русских летописях в связи с сообщением о смерти Стефана Пермского (1396 г.). В работах русских учёных ХVIII в. появляется сообщение о том, что Золотая баба — древнее божество коми, статуя которого была увезена на Обь не желающими креститься язычниками коми. Более подробные известия о Золотой бабе появляются в книгах западноевропейских путешественников и писателей XVI в. о Русском государстве. Сведения эти достаточно противоречивы. В описаниях идола Золотой бабы говорится: о статуе в виде старухи, в утробе которой находится сын и виден ещё один ребёнок — внук (С. Герберштейн); об истукане в виде старой женщины с ребёнком на руках, а рядом другой ребёнок — внук (А. Гваньини); о скале, имеющей вид женщины в лохмотьях с ребёнком на руках (Д. Флетчер).

С давних времен существуют легенды о Золотой Бабе, которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. 

Попробуем отыскать Золотую бабу и мы! Ждем Ваши творческие работы, уважаемые конкурсанты. Все подробности читайте в Положении. 162-h_a_o_provedenii_konkursa_risunkov_zolotaya_baba.doc

Пресс-служба заповедника "Вишерский"

Картинка на превью из открытых источников